Обзор деятельности администрации

PDFПечать

В надежде на простые и понятные правила игры

Известен в истории постулат: государство имеет дело с подданными, а местное самоуправление — непосредственно с гражданами. Сегодня он имеет особое звучание. Ведь от того, как обустроена среда обитания жителей поселений, особенно в сельской местности, можно судить о качестве работы всей управленческой вертикали власти.

Организация управления сельскими и поселковыми муниципальными образованиями, без сомнения, — наиболее сложная сфера. Каждый местный управленец, как говорится, на виду, и именно на него ложится весь груз ответственности за обустройство территории, ремонт и содержание дорог, обеспечение людей теплом, светом, водой… Проблемы и «острые углы» повседневной жизни Восточного сельского поселения Хабаровского района его глава П. П. Новиков, работающий в этой должности с 1992 года, обсуждает с политическим обозревателем нашей газеты Евгением Чадаевым.

— Павел Павлович, что собой представляет с точки зрения географии, управления и экономики ваше сельское поселение?

— Восточное сельское поселение — уникальное в своем роде муниципальное образование, включающее в себя восемь населенных пунктов с шестью тысячами проживающими в них. Здесь и села, население которых традиционно занимается сельским хозяйством (в ОПХ «Восточное» работало когда-то 750 человек), есть и закрытые военные городки.

Подавляющая часть земельного фонда находится в федеральной собственности, и населенные пункты в буквальном смысле слова окружены со всех сторон «под самое крыльцо» чужими собственниками. Бывший сельхозгигант сегодня находится в процедуре банкротства, о многих экономических субъектах можно говорить только в прошедшем времени. Полноценно работает только одно крупное предприятие — известное всем жителям края ООО «Мостовик». Есть местная управляющая компания. Малый бизнес в основном представлен торговлей и мелкими обслуживающими предприятиями.

Бюджет Восточного поселения в прошлом году составлял 20 миллионов рублей (в 2009 году было всего семь миллионов рублей). В 2014 году планируем выйти на 28 миллионов рублей.

— Негусто. Как же удается при таких невеликих финансовых ресурсах поддерживать жизнеобеспечение территорий?

— С начала 1990-х годов все резко пришло в упадок, закрылись отделения основного сельхозпредприятия, другие предприятия и организации — тоже. Даже уличное освещение были отключено в селах. Впору было опускать руки.

Но решение вопросов местного значения с нас никто не снимал и снимать никогда не будет, власть же для того и существует. Сделали необходимые проекты, и через два года стали подключать освещение, село за селом. Даже улицы электрифицировали поочередно. К примеру, только одна улица обошлась в 1,4 миллиона рублей. При этом мы никогда не забываем информировать население о проводимых работах и существующих проблемах с тем, чтобы люди нас понимали и поддерживали.

Ситуацию по обеспечению электроэнергией, тепло- и водоснабжением мы за прошедшие годы восстановили, контролируем, но много средств тратим на различного рода проектирование, как того требует закон. Монополисты в этих сферах ведут себя не всегда корректно, хотелось бы большего понимания с их стороны и чтобы забота о наших жителях была общей.

— Какие местные полномочия удается выполнять, какие нет?

— Если посчитать по всем местным полномочиям, то собственных налоговых доходов на их исполнение у нас примерно десять процентов. Катастрофически не хватает средств на ремонт теплосетей, электросетевого хозяйства, процент износа которых достигает 70-80 процентов. А это уже, без преувеличения, угроза безопасности проживания людей.

Вторая проблема — состояние дорог, в том числе межпоселенческих. В селе Черная Речка две дороги по два километра, в бюджете на их ремонт всего два миллиона рублей, а как их ремонтировать на такие деньги?

В 2008 году нам передали полномочия по культуре и спорту и под них выделили всего 900 тысяч рублей. А у нас два дома культуры, библиотека, большой спорткомплекс, на содержание которого расходуется два миллиона рублей в год. На этот год затраты на эти объекты составляют уже 11 миллионов рублей.

— На территории вашего поселения большие дачные массивы. В ряде пригородных территорий Хабаровска они создают проблемы для поселений. Какая у вас ситуация?

— В советское время наличие дачных кооперативов и садовых товариществ (от крупных предприятий и организаций) было определенным благом: строились дороги, организовывалось регулярное автобусное сообщение, проводилась электрификация и тому подобное. Сегодня ситуация иная. Из более чем двух тысяч 30-40 процентов дач не используется, владельцы попросту их забросили. Грядки зарастают, возникают частые пожары (тушим, естественно, мы), выросла преступность (тотальное воровство). Организации вывоза мусора практически никакой (не заключаются договоры). На администрацию приходят бесконечные штрафы. А таких статей расходов в нашем бюджете нет.

— На территории вашего поселения есть военные городки. Состояние оставленных гарнизонов — головная боль для местных управленцев по всей России. Что удается делать для жителей таких поселений?

— Государству надо строго выполнять свои постановления. Любыми путями нам пытаются передать имущество военных городков — все разбито либо в удручающем состоянии. приходится проходить круги управленческого «ада»: это разработка проектов на ремонты, проведение аукционов, поиск подрядчиков. И все за наш счет, в ущерб другим поселениям, где людям также требуется обеспечение всем необходимым. Годами идет всякого рода переписка (по земле, имуществу). Я очень уважаю людей в погонах, они же наши защитники, но в сфере передачи военного имущества давно требуется навести порядок.

— Павел Павлович, активные и инициативные люди — основа местного самоуправления. Можно ли считать их в вашем поселении активными или нет?

— Убежден — без поддержки, помощи и активности наших жителей ничего не добьемся. В каждом населенном пункте регулярно проводим сходы, собрания. Люди ведь вправе иметь достойные условия жизни. Все их вопросы прямые, и от ответа не уйти. Без учета мнения людей мы не имеем права работать.

Я принимаю людей с утра до вечера, даже в ночное время. Сегодня глава администрации — такая многогранная и многоликая фигура, которая должна заниматься всеми вопросами и владеть возможностями для их решения. О работе администрации информируем жителей через ежемесячный информационный бюллетень поселения, есть собственный сайт, который ежедневно обновляется. Ведь вакуум информации всегда оборачивается слухами и домыслами.

Большую поддержку администрации оказывают и наши депутаты — активные, болеющие за общее дело авторитетные односельчане. Любые наши решения они доводят до жителей всех сел.

— А есть ли перспективы развития вашего поселения?

— Совместно с районной администрацией мы разработали план развития Восточного сельского поселения до 2034 года.

На выполнение всех полномочий по решению вопросов местного значения необходимо 750 миллионов рублей. Сумма огромная, но возможности развития есть.

При банкротстве ОПХ «Восточное» с большим трудом удалось сохранить все производственные площади. Уверены — рано или поздно серьезные инвесторы сюда придут. Уже сегодня подготовлено несколько производственных площадок в селе Восточном. Появилась новая площадка (23,7 гектара), которая частично уйдет под строительство жилья для пострадавших от прошлогоднего наводнения — будет построено 108 коттеджей. Рядом с трассой краевого значения будет новый населенный пункт, в котором появятся многоквартирные дома, школа, спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, ледовая арена, большой торговый комплекс, пожарное депо и другие объекты. Надеемся, вместе с новыми жильцами придет и малый бизнес.

Передал нам 200 гектаров федеральной земли ДальНИИСХ. На 37 гектаров уже есть проект. И другая часть этих земель будет освоена под застройку. Увеличение населения — в пределах 10 тысяч человек, по дальневосточным меркам это целый город.

— Вопрос, который всегда являлся предметом споров и дискуссий, — имею в виду рациональное распределение полномочий по всей вертикали власти. Какие полномочия необходимо финансово усиливать, какие лучше передать «наверх»?

— Первое. Желательным представляется передача полномочий в области культуры и спорта на краевой уровень. Этими вопросами должны заниматься подготовленные и квалифицированные специалисты. Как и профессионально оценивать их работу. Глава поселения не должен быть культорганизатором или физруком. А за помощь со стороны краевых структур жители бы только спасибо сказали.

Второе. Повышение зарплаты бюджетникам может привести к тому, что весь наш бюджет уйдет на оплату труда этим категориям работников. Значит, нужно и налоговые отчисления увеличивать. Простой алгоритм: добавьте к имеющимся сегодня у нас 10 процентам налога от НДФЛ (налог на доходы физических лиц. — Прим. авт.) еще десять процентов — и нет вопросов.

Третье. Новый закон о муниципальных закупках — китайская грамота «отдыхает». Не нарушить его практически нельзя. Отдельный работник администрации должен день и ночь заниматься закупками. К примеру,— сегодня боязно начинать даже чистить снег. ФАС, прокуратура уже приготовились к реагированию на неизбежные нарушения. Нашим управленцам нужны простые и понятные правила игры в этой сфере.

Сегодня сельским поселениям нужны ресурсы для развития. Выход видится в кооперации с городскими поселениями. Малый и средний бизнес города и села может развивать взаимовыгодное сотрудничество, особенно в производстве продуктов питания, их переработке, в других сферах. Ведь не для того нашими предками заселялись и экономически развивались дальневосточные территории, чтобы их в одночасье привести в запустение. И хотя сельские поселения относятся к местному самоуправлению, в их развитии нужен общегосударственный подход.

Евгений ЧАДАЕВ, политолог,

кандидат исторических наук.

На фото: собеседник политического обозревателя —

глава Восточного сельского поселения Хабаровского района П. П. Новиков.

© 2018 - Администрация Восточного поселения | официальный сайт
   
| Понедельник, 21. Мая 2018 || При поддержке: Администрации Хабаровского муниципального района |